ОТКРЫТЫЙ ЛИЦЕЙ
«ВСЕРОССИЙСКАЯ ЗАОЧНАЯ
МНОГОПРЕДМЕТНАЯ ШКОЛА»
ПРИ МГУ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН

Квадратный трехчлен и его свойства систематически изучаются в школьном курсе алгебры на протяжении нескольких лет. Задачи по этой теме – непременный атрибут экзамена по алгебре в школе и вступительного экзамена в вуз. Между тем, опыт показывает, что многие школьники усваивают этот материал формально и неглубоко, в результате чего легко попадают в ловушки, расставляемые «хитрыми» экзаменаторами. Цель настоящих заметок – разобрать несколько задач про квадратный трехчлен и рассказать о некоторых типичных ошибках, допускаемых школьниками при их решении. Материал может быть использован в полном объеме на уроках в 9 классе, хотя отдельные задачи доступны и восьмиклассникам.

Во-первых, следует помнить, что не всякое уравнение с параметром, внешне похожее на квадратное, является таковым при всех значениях этого параметра. Следует внимательно отслеживать те значения параметра, при которых обращается в нуль первый коэффициент уравнения: в этом случае уравнение вырождается в линейное, а известная формула для вычисления корней квадратного уравнения становится неприменимой.

Задача 1. Для каждого значения параметра d решить уравнение dx2 + 2x + 1 = 0.

Решение. а) Если d = 0, то получившееся линейное уравнение 2x + 1 = 0 имеет единственный корень

Если  d№0, то квадратное уравнение dx2 + 2x + 1 = 0 с дискриминантом D = 4 – 4d:

– не имеет корней, если D < 0 Ы d > 1;

– имеет два различных корня если D > 0 Ы d < 1;

– имеет два совпадающих корня x1 = x2 = – 1, если D = 0 Ы d = 1.

Ответ:

x1 = x2 = – 1, если d = 1;

нет решений, если d О (0; + Ґ).

Задача 2. При каких значениях параметра a уравнение

(a – 1)x2 + (a + 4)x – (a + 3) = 0 имеет два различных корня?

Решение. При a = 1 получаем линейное уравнение, имеющее только один корень.

При a 1 получаем квадратное уравнение, наличие двух различных корней у которого равносильно положительности дискриминанта:

(a + 4)2 = (a + 1)(a + 3) > 0.

Решением этого неравенства является множество

из которого необходимо не забыть исключить значение a = 1.

Ответ:

Знак первого коэффициента квадратного трехчлена существенно влияет на его свойства. В этой связи часто бывает полезно рассмотреть по отдельности те множества значений параметра, на которых первый коэффициент трехчлена принимает определенный знак.

Задача 3. Найдите все значения a, при которых неравенство (a + 4)x2 + 2ax + 3a – 6 > 0 выполняется для всех значений x.

Решение. 1) Пусть a = – 4, тогда линейное неравенство 8x – 18 > 0 выполнено не для всех значений x, а только для x > 9.

2) Пусть a < – 4, тогда график

y = (a + 4)x2 + 2ax + 3a – 6

– парабола, ветви которой направлены вниз. Множество значений такой функции не ограничено снизу, поэтому неравенство (a + 4)x2 + 2ax + 3a – 6 > 0 перестает быть справедливым для достаточно больших x. Следовательно, при a < – 4 задача решений не имеет.

3) Пусть a > – 4, тогда график

y = (a + 4)x2 + 2ax + 3a – 6

– парабола, ветви которой направлены вверх. В этом случае неравенство (a + 4)x2 + 2ax + 3a – 6 > 0 справедливо при всех x, если отрицателен дискриминант уравнения (a + 4)x2 + 2ax + 3a – 6 = 0. Решением этого неравенства является множество , что с учетом условия a > – 4 даст нам нужный

Ответ.

Необходимым и достаточным условием того, что квадратное уравнение имеет действительные корни, является неотрицательность дискриминанта. Вместе с тем, можно придумать много других достаточных (но не необходимых!) условий существования действительных корней квадратного трехчлена, подобных тому, которое доказано в следующей задаче.

Задача 4.

Доказать, что если для коэффициентов квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 выполнено неравенство ax2 + bx + c < 0, то уравнение имеет действительные корни.

Решение. Обозначим левую часть уравнения f(x), т. е.

f(x) = ax2 + bx + c.

Заметим, что f(0) = с, а f(1) = a + b + с, тогда неравенство из условия задачи можно переписать в виде

f(1)•f(0) < 0.

Поскольку f(x) непрерывна, а f(0) и f(1) – разного знака, то f(x) принимает значение ноль в некоторой точке x интервала (0; 1), то есть f(x) = 0. Таким образом, x = x – действительный корень исходного уравнения.

Составить квадратное уравнение по двум известным его корням – задача несложная. Оказывается, чтобы составить квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, иногда (но не всегда) достаточно знать только один его корень.

Задача 5. Составить квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, один из корней которого равен .

Решение. Преобразуем

Пусть x2 + px + q = 0 (где p и q – рациональные числа) – искомое уравнение. Поскольку число – его корень, то

По условию p и q – рациональные, поэтому число
(31 + q – 4p) – рациональное, а следовательно, рациональным должно быть и число

что возможно лишь в случае p = 8. Но тогда из соотношения (*) следует, что и (31 + q – 4p) = 0.

Итак, получили систему

Таким образом, искомое уравнение – это x2 + 8x + 1 = 0. Заметим, что, умножая все коэффициенты этого уравнения на любое отличное от нуля рациональное число, тоже получим уравнение, являющееся ответом к задаче.

Ответ: например, x2 + 8x + 1 = 0.

Заметим, что для квадратного уравнения с рациональными коэффициентами справедливо утверждение: если число вида является его корнем,то сопряженное данному число – тоже является того же уравнения. А зная два числа, легко составить квадратное уравнение, корнями которого они являются.

При решении некоторых задач оказывается полезным помнить формулу, по которой находятся координаты вершины параболы – графика квадратичной функции.

Задача 6. При каких значениях p вершина параболы y = x2 + 2px + 13 лежит на расстоянии 5 от начала координат?

Решение. Абсцисса вершины параболы y = ax2 + bx + c находится по формуле а ордината как

y0 = ax02 + bx0 + c.

В нашем случае

y0 = (– p)2 + 2p(– p) + 13 = p2 – 2p2 + 13 = 13 – p2.

Расстояние от вершины параболы (x0; y0) до начала координат находим по формуле

откуда

p2 = (13 – p2)2 = 25 Ы p4 = 25p2 + 144 = 0.

Решая полученное биквадратное уравнение заменой t = p2, находим

Ответ: {± 3; ± 4}.

Задача 7. Найти все значения y, при которых квадратное уравнение (y + 2)x2 – 2yx – y = 0 имеет два корня, расположенные на числовой прямой симметрично относительно точки x = 1.

Решение. Прежде всего заметим, что y – 2, иначе уравнение не будет квадратным. Далее, уравнение имеет корни, если

Ось симметрии параболы проходит через ее вершину, поэтому корни данного квадратного уравнения расположены симметрично относительно точки x = 1 в том случае, если x0 = 1 – абсцисса вершины параболы, то есть

Это уравнение равносильно y = y + 2 (при условии y – 2, не имеющему решений.

Ответ: y О Ж.

Вероятно, Вы заметили, что среди разобранных нами заданий не было задач на применение теоремы Виета. Этой теме будет посвящена целиком наша следующая публикация.

 Задачи для самостоятельного решения

1–2. Для каждого значения параметра a:

1. Решите уравнение (a + 1)x2 + (a + 1)x + a – 2 = 0.

2. Решите неравенство .

3. При каких значениях m неравенство

(m + 1)x2 – (m – 1)x + 3m – 3 < 0

справедливо при всех x О R?

4. О квадратном трехчлене f(x) = x2 + px + q известно, что f(1) = 3 и f(3) < 1. Какие значения может принимать f(– 1)?

5. При каких значениях m трехчлен

y = (6m – 5)x2 – 5(m – 1)x + 2m – 6

есть полный квадрат?

6. Докажите, что уравнение

(x – 1)(x + 3) + m(x – 2)(x – 4) = 0

имеет корни при любом m О R.

7. Найдите все значения a, при которых квадратное уравнение ax2 + 2(a + 1)x + a + 3 = 0 имеет два различных корня.

8. Составить приведенное квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, если один из его корней равен .

9. Составьте уравнение касательной к параболе y = 2x2 + 8x, перпендикулярной оси ординат.

10. При каких значениях a графики функций y = 2ax + 1 и y = (a – 6)x2 – 2 не пересекаются?

11. При каких значениях a функция f(x) = – x2 + (a – 1)x + 2 монотонно возрастает на интервале (1; 2)?

Ответы

1. при a > – 1; нет решений при a Ј – 1.

2.  при a > 0.
3. m < 2.

4. f(– 1) > 13. 5. m = 5. 6. Указание: найдите два значения x, при которых левая часть уравнения принимает значения разных знаков, а затем воспользуйтесь непрерывностью квадратичной функции.

7. a О (– Ґ; 0) И (0; 1). 8. x2 – 4x + 1 = 0. 9. y = – 8. 10. a О (–– 6; 3). 11. a О [–5; + Ґ).

Список использованной литературы

Васильева В.А., Кудрина Т.Д., Молодожникова Р.Н. Методическое пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МАИ, 1992.
РодионовЕ.М. Справочник по математике для поступающих в вузы: Решение задач с параметрами. – М.: МЦ «Аспект», 1992.
Табачников С.Л. Многочлены: Методические разработки для учащихся ОЛ «ВЗМШ» Российской академии образования при МГУ. – М.: Фазис, 1996.

Н. Антонова, С. Солодовников,
Москва

TopList