Домашние рецепты из геометрической кухни

Целью данной работы является описание дополнительных геометрических свойств треугольника. При решении целого ряда задач значительное место в программе для поступающих в вузы отводится примерам, связанным с определением площадей треугольников.

Теорема о медианах треугольника

Одной из проблем, которая не нашла отражения в школьном курсе геометрии, является доказательство равенства площадей всех шести треугольников, образованных медианами основного треугольника. Идея доказательства основана на том, что любая из трех пар смежных треугольников имеет общую высоту и равные основания, а, следовательно, и равные площади.

Теорема о медианах треугольника была сформулирована на основании личного опыта практических занятий с учениками, домашнего анализа заданий контрольных работ. Приведенное ниже доказательство может иметь конкретное применение в учебном процессе.

В курсе геометрии 8 класса (Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7–9) после теоремы о площади треугольника и следующих из нее следствий (п. 52) данную теорему можно рассмотреть в виде следствия или теоретической задачи, а затем применять в старших классах при решении задач типа: определить площади треугольников, на которые разбивается данный треугольник его медианами.

Теорема. Медианы треугольника делят его на шесть треугольников, площади которых равны.

 

Дано: DABC, AA1, BB1, CC1 – медианы.

Доказать: S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6.

Доказательство I.

1. Рассмотрим DA1OB и DA1OC. Так как BA1 = A1C и высота у этих треугольников общая, то S1 = S2. Аналогично S3 = S4; S5 = S6.

2. Рассмотрим DABB1 и DB1BC. Так как AB1 = B1C и высота у них общая, то

   , т. е.

S4 + S5 + S6 = S1 + S2 + S3.

Так как S3 = S4, то S5 + S6 = S1 + S2.

А так как S5 = S6 и S1 = S2, то 2S5 = 2S1 Ю S5 = S1 или 2S6 = 2S1 Ю S6 = S1, и S1= S2 = S5 = S6.

Аналогично, рассмотрев  DBCC1 и D ACC1, получим

S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6, что и требовалось доказать.

Доказательство II.

Так как медианы точкой пересечения делятся в отношении 2 : 1, начиная от вершины треугольника, то

OC = 2OC1, OA = 2OA1, OB = 2OB1.

1. Находим

Р BOA1 = Р AOB1 (как вертикальные) Ю выражение (1) и S1 = S4; аналогично S2 = S5 и S3 = S6.

2. Рассмотрим DOBA1 и DOCA1; A1B = A1C и высота у них общая Ю S1 = S2.

Аналогично

S3 = S4 и S5 = S6 Ю S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6,

что и требовалось доказать.

Разбор с учениками доказательства теоремы, приведенной здесь, показывает, что она хорошо усваивается, позволяет более глубоко понять весь комплекс математических соотношений в треугольнике.

Касательная к гиперболе

Изложенная ниже проблема возникла в процессе решения задач с применением касательной к графику функции («Алгебра, 10–11» под ред. Ш.А. Алимова). Имеющийся учебно-методический материал не исчерпывает в полной мере потенциал данной тематики. В частности, одной из проблем, которая не нашла отражения в школьном курсе, является доказательство равенства площадей всех треугольников, которые образует касательная к гиперболе

с осями координат. Эта площадь всегда равна 2| a |.

Методика доказательства проста, она основана на уравнении касательной, нахождении точек ее пересечения с осями координат и вычислении площади полученного треугольника. Приведенное ниже доказательство может иметь конкретное применение в учебном процессе. Оно может быть дано в виде теоремы, следствия или теоретической задачи сразу после изучения темы «Уравнение касательной к графику функции» или как дополнительный материал для учащихся, интересующихся математикой.

Теорема. Касательная, проведенная в любой точке графика функции

образует с осями координат треугольник постоянной площади, не зависящей от точки касания, и эта площадь равна 2| a |.

Доказательство. Пусть CB – касательная к гиперболе y = в точке A. Найдем площадь D OCB.

1. Точка касания A имеет координаты .

2. Запишем уравнение прямой CB по формуле

3. Найдем координаты точек C и B – точек пересечения прямой CB с осями Ox и Oy:

т. C:

т. B:

Так как a 0, то 2x0x = 0, x = 2x0 и B(2x0; 0).

4. Рассмотрим

При a < 0 ветви гиперболы расположены во II и IV квадрантах, площадь треугольника находится аналогично. Значение a берется по модулю.

Вывод: S = 2| a |, что и требовалось доказать.

Н. Васькова,
Москва
TopList