Целью данной работы является описание дополнительных геометрических свойств треугольника. При решении целого ряда задач значительное место в программе для поступающих в вузы отводится примерам, связанным с определением площадей треугольников.
Теорема о медианах треугольника
Одной из проблем, которая не нашла отражения в школьном курсе геометрии, является доказательство равенства площадей всех шести треугольников, образованных медианами основного треугольника. Идея доказательства основана на том, что любая из трех пар смежных треугольников имеет общую высоту и равные основания, а, следовательно, и равные площади.
Теорема о медианах треугольника была сформулирована на основании личного опыта практических занятий с учениками, домашнего анализа заданий контрольных работ. Приведенное ниже доказательство может иметь конкретное применение в учебном процессе.
В курсе геометрии 8 класса (Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7–9) после теоремы о площади треугольника и следующих из нее следствий (п. 52) данную теорему можно рассмотреть в виде следствия или теоретической задачи, а затем применять в старших классах при решении задач типа: определить площади треугольников, на которые разбивается данный треугольник его медианами.
Теорема. Медианы треугольника делят его на шесть треугольников, площади которых равны.
Дано: DABC, AA1, BB1, CC1 – медианы.
Доказать: S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6.
Доказательство I.
1. Рассмотрим DA1OB и DA1OC. Так как BA1 = A1C и высота у этих треугольников общая, то S1 = S2. Аналогично S3 = S4; S5 = S6.
2. Рассмотрим DABB1 и DB1BC. Так как AB1 = B1C и высота у них общая, то
, т. е.
S4 + S5 + S6 = S1 + S2 + S3.
Так как S3 = S4, то S5 + S6 = S1 + S2.
А так как S5 = S6 и S1 = S2, то 2S5 = 2S1 Ю S5 = S1 или 2S6 = 2S1 Ю S6 = S1, и S1= S2 = S5 = S6.
Аналогично, рассмотрев DBCC1 и D ACC1, получим
S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6, что и требовалось доказать.
Доказательство II.
Так как медианы точкой пересечения делятся в отношении 2 : 1, начиная от вершины треугольника, то
OC = 2OC1, OA = 2OA1, OB = 2OB1.
1. Находим
Р BOA1 = Р AOB1 (как вертикальные) Ю выражение (1) и S1 = S4; аналогично S2 = S5 и S3 = S6.
2. Рассмотрим DOBA1 и DOCA1; A1B = A1C и высота у них общая Ю S1 = S2.
Аналогично
S3 = S4 и S5 = S6 Ю S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6,
что и требовалось доказать.
Разбор с учениками доказательства теоремы, приведенной здесь, показывает, что она хорошо усваивается, позволяет более глубоко понять весь комплекс математических соотношений в треугольнике.
Касательная к гиперболе
Изложенная ниже проблема возникла в процессе решения задач с применением касательной к графику функции («Алгебра, 10–11» под ред. Ш.А. Алимова). Имеющийся учебно-методический материал не исчерпывает в полной мере потенциал данной тематики. В частности, одной из проблем, которая не нашла отражения в школьном курсе, является доказательство равенства площадей всех треугольников, которые образует касательная к гиперболе
с осями координат. Эта площадь всегда равна 2| a |.
Методика доказательства проста, она основана на уравнении касательной, нахождении точек ее пересечения с осями координат и вычислении площади полученного треугольника. Приведенное ниже доказательство может иметь конкретное применение в учебном процессе. Оно может быть дано в виде теоремы, следствия или теоретической задачи сразу после изучения темы «Уравнение касательной к графику функции» или как дополнительный материал для учащихся, интересующихся математикой.
Теорема. Касательная, проведенная в любой точке графика функции
образует с осями координат треугольник постоянной площади, не зависящей от точки касания, и эта площадь равна 2| a |.
Доказательство. Пусть CB – касательная к гиперболе y = в точке A. Найдем площадь D OCB.
1. Точка касания A имеет координаты .
2. Запишем уравнение прямой CB по формуле
3. Найдем координаты точек C и B – точек пересечения прямой CB с осями Ox и Oy:
т. C:
т. B:
Так как a № 0, то 2x0 – x = 0, x = 2x0 и B(2x0; 0).
4. Рассмотрим
При a < 0 ветви гиперболы расположены во II и IV квадрантах, площадь треугольника находится аналогично. Значение a берется по модулю.
Вывод: S = 2| a |, что и требовалось доказать.