5 класс

Ю. Выплов, школа № 114, г. Омск

Урок-повторение по теме «Обыкновенные дроби»

Сказочное путешествие в страну «Дроби»

В игре принимают участие две команды по 6 человек.

События происходят в некотором царстве (школа), в некотором государстве (кабинет). В этих событиях принимают участие:

– царь (учитель математики);
– совет бояр (жюри);
– два «сына» царя (команды девочек и мальчиков);
– жители государства (болельщики);
– сказочник (ведущий).

Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него два сына. Позвал однажды царь своих сыновей и говорит:

– Сыновья мои милые, теперь вы все знаете о дробях, пора проверить и применить свои знания и умения.
– Как же нам это сделать, батюшка-царь?
– Отправляйтесь в страну «Дроби» за волшебным сундуком. Но сперва покажите, какими вы стали.

Конкурс 1 «Визитка»

Команда мальчиков «Колобок и шесть дробей»

Девиз:

«Колобок всех вкусней,
Он привлек к себе дробей».

Приветствия команде соперников:

«Попробуй, Белоснежка,
Меня обогнать.
Ведь нужно дроби
Сперва сосчитать».

жюри:

«Не будь лисой, жюри,
Вспомни сказку,
Помоги».

болельщикам:

«Ваша помощь
Так нужна,
Ведь победа нелегка».

Команда девочек «Белоснежка и семь дробей»

Девиз:

«Белоснежка так умна,
Что все дроби собрала».

Приветствия команде соперников:

«Попробуйте нас, Колобки,
Обогнать. Тогда вам придется
На «5» все решать».

жюри:

«Жюри, ты строго не суди.
Белоснежке помоги».

болельщикам:

«Белоснежка и семь дробей
Приглашают вас
Посмотреть на нас».

Царь: – Ну, сыновья мои дорогие. Вы красивы, стройны, умны. Хочется мне узнать, готовы ли вы к путешествию, – молвил царь. Вот вам мое испытание!

Конкурс 2 «Правильно – неправильно»

У каждой команды комплект цифр (1, 2, ..., 8, 9).

Задание. Составьте дроби:

1) правильную дробь со знаменателем 5;
2) неправильную дробь с числителем 6;
3) правильную дробь со знаменателем 3;
4) неправильную дробь со знаменателем 2;
5) правильную дробь с числителем 7;
6) неправильную дробь с числителем 4;
7) неправильную дробь со знаменателем 8;
8) неправильную дробь с числителем 1.

(За правильный ответ – 1 очко, за быстроту – еще 1 очко.)

– Теперь я за вас спокоен. В добрый путь! – благословил своих сыновей царь.
Пошли сыновья по дороге к замку, видят – камень лежит, а на нем изображение сказочного героя и его напутствие.
– Выполните задание и вы узнаете этого героя и его напутствие.

Ответ

Конкурс 3 «Узнай меня!»

Каждой команде дается карта с примерами и карта с ответами.

Задание. Выделите целую и дробную части в первой карте и найдите ответ во второй.

За каждый правильный ответ 1 очко. За быстроту добавляется еще 1 очко.
После выполнения задания нужно перевернуть карту и прочитать напутствие.
«Ребята! Давайте дружить с математикой».

Разминка

Пока команды выполняют задание, с болельщиками проводится «разминка». На доске две цепочки дробей:

Задание. Запишите: а) правильные дроби; б) неправильные дроби.

(За правильный ответ – 1 очко, за быстроту добавляется еще 1 очко.)
Шли сыновья, шли и пришли в сказочный замок. У ворот их встречает хранитель волшебного сундука.
– Здравствуйте, добрые молодцы! Идите туда – не знаю куда, принесите то – не знаю что.

Конкурс 4 «Возьми и принеси»

На столах команд лежат два круга, разрезанные на 12 частей.

Задание. Возьмите круга, от остатка – круга.

Ответ: части, всего 8 частей.

(За правильный ответ 5 очков; за быстроту – еще 1 очко.)

Конкурс с болельщиками

Пока команды выполняют задание четвертого конкурса, с болельщиками проводится конкурс «Сравни».

Задание (выполняют по одному ученику от каждой команды). Сравните дроби (записаны на доске):

Царь:

– Понравились вы мне, добрые молодцы. Дарю вам за труды сундук волшебный. Откройте его и узнайте, что в нем хранится. Ключ вы узнаете, если решите мои примеры.

Конкурс 5 «Ключ к сундуку»

У каждой команды комплект ответов. Ведущий показывает по очереди примеры, капитан команды (на решение одного примера дается минута) ставит ответ на подставку у доски.

Задание. Выполните действия:

После решения всех примеров капитаны переворачивают ответы и читают полученное слово. За каждый правильный ответ 1 очко, за быстроту добавляется еще 1 очко.

Конкурс 6 «Что внутри сундука?»

На рисунке изображен числовой луч с точками.

Задание. Выпишите точки, которые соответствуют дробям:

(За правильный ответ 5 очков, за быстроту добавляется еще 1 очко.)

Конкурс с болельщиками

«Реши – помоги»

Задание. Решите цепочку примеров:

(Побеждает тот, кто больше и правильно решит примеров.)

Выполнили сыновья это задание и вернулись домой.

Царь обрадовался и спрашивает:

– Что узнали, чему научились?

Конкурс 7 «Домашнее задание»

«Сказка ложь, да в ней намек, математикам дает урок»

Задание.

1. Вспомнить сказки «Колобок» и «Красная шапочка».
2. Записать сказку языком математики по теме «Обыкновенные дроби».
3. Поставить по этой сказке сценку.

Сказка команды девочек

«Красная шапочка или ».               (По мотивам сказки Ш. Перро)

Действующие лица: ведущая; или Красная шапочка; или Серый волк; или Бабушка; дровосеки.

Задача в трех действиях

Действие первое «Сложение дробей»

Жила-была в одной деревне маленькая дробь , такая маленькая, что была она меньше 1. Однажды пошла к , отнести ей  пирога и масла . Идет по лесу, а навстречу ей  . Спросил  : «Куда ты идешь,

– Я иду к .

– А где она живет?

живет за мельницей, в 1/5 дома.

– Я пойду по дороге, а ты по дороге, – сказал и побежал, а пошла.

Она шла, собирала цветы. Пока дошла до мельницы, был уже у ; постучал, ответила: «Дерни за веревочки, дверь и откроется». Дверь открылась, залетел в дом и проглотил и превратился в . Потом улегся и уснул.

Действие второе «Сложение дробей»

Слышит : «Тук-тук».

– Кто там?

– Это я, .

– Дерни за веревочки, дверь и откроется.

Дверь открылась и зашла, подошла к кровати. съел и превратился в .

Действие третье «Выделение целой части»

Мимо шли дровосеки – ученики. Зашли в 1/5 дома, подошли к   и выделили целую часть, равную 2, т. е. Красную шапочку и Бабушку.

Тут и сказке конец. Кто понял, тот молодец.

Царь: – Ну, бояре, ваше последнее слово.

Жюри подводит окончательные итоги.

TopList