10 – 11 классы

Н. Гутман, лицей № 24,
г. Сергиев Посад

Урок с обучающими карточками

В настоящей статье предлагается урок обучающей самостоятельной работы в 10-м (или 11-м) классе по теме «Производная». Урок проводился в 11-м классе с углубленным изучением математики. Учащиеся находили производные различных функций. На практическом занятии ученики были разбиты на 3 однородные группы по 4 человека в каждой. В начале урока ученикам было предложено решить задания, записанные на карточке. В конце второго урока (два урока шли подряд) один представитель от каждой группы по выбору учителя показывал на доске решение наиболее понравившегося примера. На доске была вывешена формулировка задания для каждой группы. Решив его, один ученик из группы записывал расшифрованный ответ рядом с этой формулировкой.

Целью такого урока является обучение основным методам и навыкам техники дифференцирования, ответственности всех членов коллектива, ознакомление учащихся с некоторыми историческими сведениями.

Карточка 1

1. Расшифруйте, как И. Ньютон называл производную функцию.

Ответы к карточкам

Карточка 1.  1. Флюксия.  2. Клавдий Птолемей.  3. Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии.  4. Эйлер.

Карточка 2.  1. Лагранж.  2. Огюстен Луи Коши.  3. Уйди прочь! У тебя нет орудия для изучения философии.  4. Винер.

Карточка 3.  1. Флюента.  2. Иоганн Мюллер (известный под именем Региомонтан).  3. Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием.  4. Хайям.

2. Расшифруйте имя и фамилию астронома, математика, чьим именем была названа теорема о вписанном в круг выпуклом четырехугольнике.

3. Найдите значения производных в точке, и вы узнаете, какой плакат висел при входе в академию Платона.

4. Решив эти примеры, вы узнаете фамилию ученого, который вывел формулы, связывающие тригонометрические функции с показательной.

Карточка 2

1. Решив эти примеры, вы расшифруете фамилию французского математика, который ввел термин «производная».

2. Решив эти примеры, вы узнаете имя и фамилию крупного французского математика, доказавшего многие теоремы о пределах, которыми мы пользуемся при вычислении производных.

3. Решите данные примеры, и вы узнаете, что сказал Платон одному из желающих поступить в его школу изучать философию, не зная при этом геометрии.

4. Решив эти примеры, вы узнаете, у кого возникла идея о необходимости создания единой науки, изучающей процессы сохранения и переработки информации управления и контроля, для которой он предложил название «кибернетика», получившее общее признание.

TopList