В. Тиунчик,
Спеховская средняя школа

Мы начинаем КВМ

Для кого – для всех нас,
Чтоб понятно стало всем:
Математика нужна.
Сколько в классе здесь гостей –
Сосчитай! Угадай!
Сколько будет здесь побед –
Не считай. Не проиграй!

 1. Что проводим? – Конкурс веселых математиков.

Итак, конкурс начинается! На него прибыли три знаменитые команды пятого класса. Соревнование команд оценивает наше уважаемое жюри в составе...

(Выход команд оценивается по пятнадцатибалльной системе. Учитывается эмблема, название, внешний вид, приветствие.)

Итак, слово командам!

2. Выход команд.

3. Разминка.

1. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
2. Быстро сосчитайте, сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на десяти руках?
3. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить пять яиц?

4. Конкурс капитанов.

1. Быстро ответьте:

1) Три котенка. Сколько лап?

2) Птицелов поймал в лесу пять синиц, по дороге встретил пять учениц. Каждой подарил по синице и в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться? (Одну отдал с клеткой.)

3) Ребус.

 4) Посмотрите на предметы (на столе десять различных предметов) и сделайте по памяти опись.

Подведение итогов выхода и разминки.

Проверить работу капитанов. Итоги конкурса капитанов.

5. Конкурс болельщиков.

1. Напишите нуль тремя пятерками, используя при этом знаки действий и скобки.
2. По таблице назовите и покажите натуральные числа по порядку.
3. Игра «Приз».

6. Математический бой (по 3 человека от команды).

1. Вместо кружков поставьте знаки действий так, чтобы было справедливо равенство:
(33
Л 33 Л 33 Л 33) Л 33 Л 3 = 1.
2. Определите, какой отрезок длиннее.
3. Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого числа было 1000? (Перегнуть пополам по горизонтали)
4. Кто может назвать пять дней недели, не называя ни числа, ни названия этих дней недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
5. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним действий. (Перевернуть: 999.)

Подведение итогов конкурса болельщиков и математического боя.

7. Домашнее задание.

Показ и оценка домашнего задания.

Подведение общих итогов, награждение.

«Звездный час» геометрии в 10 классе

I тур

Портреты: 1) Евклида; 2) Архимеда; 3) Пифагора; 4) любого другого математика.

Ведущий задает вопросы:

1. Ученый принадлежит к первым представителям Александрийской школы, жил за 300 лет до н. э. Труды, дошедшие до нас: 1) «Данные» – задачи, решаемые с помощью геометрической алгебры; 2) «О делении фигур» – задачи на построение; 3) «Феномена» (явления) – астрономическое сочинение; 4) «Оптика», 5) «Начала». Другие произведения утеряны.

2. Он был величайшим математиком и физиком древности. Родился в Сиракузах (287–211 гг. до н. э.). Так увлекался наукой, что приходилось его силой отрывать от рабочего места к столу или насильно уводить в баню, где он продолжал размышлять над геометрическими фигурами, которые чертил пальцем на мыльном теле.

3. Он был одним из величайших математиков древнисти. Родился на острове Самос приблизительно в 580 г. до н. э. В молодые годы много путешествовал, побывал в Египте, проник в Малую Азию караванным путем в Вавилон. Всюду он по крупицам собирал древнейшие знания народов по математике, астрономии, технике. Немецкий поэт Адельберт Шамиссо написал сонет:

Пифагору

Во мгле веков под нашим взором
Блеснула истина. Она
До наших дней еще верна.
Найдя разгадку, мудрый старец
Был благодарен небесам.
Он сто быков велел зажарить
И в жертву принести богам.
С тех пор быки тревожно дышат,
Они, кляня дары богов,
О новой истине услышав,
Ужасный поднимают рев.
Их старца имя потрясает,
Их истины лучи слепят.
И, новой жертвы ожидая,
Быки, зажмурившись, дрожат.

4. Кому принадлежат слова: «Математик должен быть поэтом в душе»? (Софья Ковалевская)

II тур

1. Команды получают карточки с задачей.

Две стороны треугольника равны 12 см и 18 см. Биссектриса, проведенная к третьей стороне, делит эту сторону на отрезки, один из которых равен одной из заданных сторон. Найдите третью сторону треугольника.

Конкурс болельщиков.

Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.

1) «Учат в школе» («К 4 + 2...»)
2) «Вместе весело шагать по просторам» («...раз дощечка, два дощечка...»)
3) «Крокодил Гена» («...и подарит 500 эскимо»)
4) «В траве сидел кузнечик» («Он ел одну лишь травку...»)
5) «Дважды два – четыре».
6) «Там вдали за рекой...» («...сотня юных бойцов...)
7) «Школьные годы» («Здесь десять классов пройдено...»)

2. Задание командам.

Какое математическое понятие иллюстрируют строки:

...идите по лесу,
Против столба 13-го
Прямехонько версту.
Придете на поляночку.
Стоят на той поляночке
Две старые сосны.
       (Срединный перпендикуляр)

Задание болельщикам:

1. Назовите математические слова на букву «п». (Прямая, прямоугольник, пирамида, параллелограмм, перпендикуляр и т. д.)
2. Какой известный русский писатель окончил физико-математический факультет университета? (Грибоедов А.С.)

3. Конкурс художников (командам).

Составьте орнаменты, в которых использованы геометрические фигуры.

Задание болельщикам:

1. «Звуковой ребус». Разгадав его, вы можете назвать инструмент, без которого на уроке геометрии невозможно работать.
2. Назовите предложения, в которых фигурирует математический термин.

Задание командам:

Из слова геометрия составьте как можно больше слов. (Метр, мир, ром, тигр, три, метро, тир, грим, море, гром, рог, мотор, мор, грот, горе, грог, ор, герой, гиря, рот, ретро.)

Задание болельщикам:

Угадайте фамилию крупного русского математика XIX века, который был поэтом. (Буняковский)

Итоги подводят, подсчитывая разноцветные жетоны в виде звезд.

TopList