Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №28/2001
Электронное учебное пособие для 6 – 9 классов
А. Смирнов,
Москва

Электронное учебное пособие для 6 – 9 классов

В последнее время компьютеры и связанные с ними технологии прочно вошли в нашу жизнь и стали очень привлекательными для детей, в том числе школьников... .

Появляются и различные компьютерные учебные продукты. Обладая рядом достоинств, они, тем не менее, не обеспечивают потребностей школьников и преподавателей.

Вероятно, одной из причин этого является недостаточная методическая проработка таких продуктов. Поэтому заслуживает определенного внимания проект «Электронная школа», разрабатываемый АНО «Московский центр школьного мультимедиа» и негосударственной школой «Мыслитель». На прошедшей в апреле текущего года выставке «Школа 2001» демонстрировался и получил диплом компьютерный учебник по математике, разработанный в рамках этого проекта (авторы О.П. Лифанова, А.Н. Смирнов, Я.А. Смирнов), содержащий курс основной школы (6–9-е классы, алгебра и геометрия). Способ изложения материала «Электронной школы» – лекции по каждой теме обучения, содержащие диалоговый режимы и тест.

Таким образом, авторы попытались приблизить стиль компьютерного учебника к привычному для школьников изложению материала на уроке.

Методической основой является подход известного педагога В.Ф. Шаталова, развитый методистом школы «Мыслитель» О.П. Лифановой.

Как известно, базой методического подхода В.Ф. Шаталова являются «опорные конспекты» – странички, содержащие в сжатой форме важнейшие положения той или иной учебной темы. На наш взгляд, было бы неверным переоценивать этот методический подход, однако последовательное и продуманное использование его в педагогической практике позволило многим преподавателям (особенно энтузиастам «опорных конспектов») достичь значительных успехов. Кроме того, проект «Электронная школа» интересен прежде всего тем, что это, пожалуй, первый опыт применения известной методики в компьютерном учебнике по математике. Выбор именно методики «опорных конспектов» объясняется, помимо прочего, и ее наглядностью, упором на визуальное восприятие, что хорошо согласуется с возможностями компьютера.

Тематическое построение компьютерного учебника в целом соответствует обязательной части программы основной школы по математике.

Курс каждого класса разбит на 7–10 тем, материал каждой из которых излагается в ходе одной лекции (занятия). Такое разбиение, в целом, соответствует учебной программе. Материал занятия излагается, в основном, голосом, с отображением на импровизированной «доске» необходимого визуального материала (рисунков, графиков, важнейших фактов). В начале каждого занятия появляется «опорный конспект» по данной теме, который затем убирается (кроме 6-го класса), но может быть вызван учениками в любой момент лекции. Далее идет последовательное объяснение материала, которое 1–2 раза прерывается «диалоговым режимами» с предложением учеников ответить на вопросы, призванные проверить усвоение блока информации. В конце занятия прилагается тест по соответствующей теме. Возможна остановка лекции в любой момент, переход вперед и назад по ходу занятия, что позволяет прослушивать участки лекции несколько раз. Предусмотрена возможность «закладок», имеется словарь терминов. Интерфейс весьма прост и не требует предварительного изучения самой программы. Многие вопросы тестов и «диалоговых режимов» предусматривают непосредственную запись (ввод с клавиатуры) ответов, а не только выбор из нескольких вариантов.

«Электронная школа» является учебником, предназначенным преимущественно для использования учениками при самостоятельном изучении или повторении материала, или самопроверке.

Практика применения «Электронной школы» в школе «Мыслитель» в 2000–2001 учебном году показала, что в ряде случаев школьники за счет самостоятельной работы с этим компьютерным учебником достигали удовлетворительных знаний по пропущенным ими темам. Это позволяло таким ученикам успешно включаться в учебный процесс без дополнительных репетиционных занятий.

Ученики, интересующиеся дальнейшим материалом, получили дополнительную возможность для эффективной самостоятельной работы. Также, по опыту этого учебного заведения, расширились возможности школьников по экстернату.

Содержание и способ изложения «Электронной школы» положительно оценен факультетом педагогического образования МГУ.

Разработчики планируют к началу учебного года выпустить учебники по математике за 10–11 классы.

Компьютерный учебник «Электронная школа», по-видимому, может быть рекомендован как вспомогательное учебное пособие для самостоятельной работы учеников при изучении (повторении) пропущенных или недостаточно изученных разделов и тем школьной программы, а также при экстернате.

По вопросу приобретения «Электронной школы» обращаться по адресу:
Москва, ул. Зорге, 15, тел/факс 943-20-94. E-mail: yaroslav@mail.cnt.ru.

TopList