блок рекламы -->
Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №9/2009

Групповая форма работы

Прочитав в номере 16 за 2006 год в рубрике «Страничка психолога» статью В. Арсланьян о групповой форме работы, захотела поделиться с коллегами несколькими своими разработками уроков.

Групповую форму работы я использую с 5-го класса, чаще всего применяю этот вид работы при закреплении нового материала. Класс разбивается на группы по 4–5 человек. Четыре группы — средние учащиеся, две группы — сильные. Состав каждой группы в течение года может меняться. Работая в группе, каждый ученик острее чувствует ответственность за результаты своего труда и поэтому старается работать лучше.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "Realty.ru". Новостройки Подмосковья, загородная недвижимость, новостройки Москвы, а также зарубежная недвижимость (квартиры, виллы, участки - покупка или аренда). Удобный поиск агентств и застройщиков недвижимости Москвы. Подробную информацию, а также актуальные новости и статьи Вы найдёте на сайте, который располагается по адресу: http://www.realty.ru/.

5 класс. Урок по теме

«Сложение и вычитание натуральных чисел»

Цель урока: закрепить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. (Задание даю дифференцированно)

1–2-я группы (сильные учащиеся)

1.  Периметр треугольника ADC равен 50 см, AD = 12 см, и AD больше AC на 10 см. Найдите длину стороны DC.

2.  Школьники трех классов помогали в уборке картофеля. Один класс собрал 230 кг картофеля, другой — на 20 кг больше, чем первый, а оба класса собрали вместе на 40 кг меньше, чем третий класс. Сколько килограммов картофеля было собрано тремя классами?

3.  Одна из сторон прямоугольника равна 24 см, а другая в 3 раза больше. Найдите периметр прямоугольника.

4.  На отрезке CD отмечены точки M и N так, что точка M лежит между точками C и N. Найдите длину отрезка CD, если CM = 15 см, MN больше CM на 6 см, а CM меньше ND на 4 см.

5.  В записи 88888888 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, равное 1000.

[888 + 88 + 8 + 8 + 8 = 1000]

6.  Разгадайте ребус, если разным буквам соответствуют разные цифры:

1–4-я группы (cредние учащиеся)

1. Вычислите, выбирая удобный способ:

(1823 + 846) – 1723.

2. Масса бегемота равна 5 ц 25 кг, а масса его детеныша на 4 ц 32 кг меньше. Выразите общую массу бегемота и его детеныша в килограммах.

3. Повторяет задание № 1 для сильных учащихся.

4. Повторяет задание № 3 для сильных учащихся.

5. Вычислите, применяя сочетательное свойство сложения: 18 356 + (1644 + 2138).

Учащиеся садятся группами — как правило, одна группа умещается около одной парты. На доске — следующая таблица: в левой колонке — номера заданий:

 

Группы

 

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

6-я

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Когда все учащиеся группы выполнили одно задание, они поднимают руки. Учитель подходит, проверяет правильность выполнения задания и в таблицу ставит «+» в случае верного ответа и «–» в случае неверного. Если группа получила «–», учащиеся ищут ошибку, исправляют ее и после вторичной проверки учитель рядом с «–» ставит «+». При проверке задания учитель может задать теоретический вопрос любому члену группы. Все учащиеся группы, первой выполнившей все задания правильно, получают отметку «5». В случае одной ошибки — «4» и т.д.

В младших классах развит дух соревнования, для них важно, кто первым справится с заданием. В старших классах работа в группах вызывает интерес тем, что в случае затруднений можно воспользоваться помощью товарища, поэтому формы работы и оценивания меняются.

8-й класс. Урок по теме

«Формула корней квадратного уравнения»

Цель урока: закрепить навыки использования формулы корней квадратного уравнения.

Класс разбит на пять однородных групп (сильные с сильными, средние со средними и т.д.). Задания одинаковы для всех групп.

1.  Решите уравнения:
а) 2y2 – 9y + 10 = 0.
б) 18 + 3x2x = 0.
в) x2 – 22x – 23 = 0.

Отметка «3»

2.  Решите уравнения:
а) 5x2 = 9x + 2.
б) –x2 = 5x – 14.
в) 6x + 9 = x2.
3. Найдите корни уравнения
(3x – 1)(x + 3) = x( 1 + 6x).

Отметка «4»

4. Решите уравнение:
а) (x + 4)2 = 3x + 40.
б) 

5. Существует ли такое значение параметра a, при котором верно равенство
3a + 0,6 = 9a2 + 0,36?

Отметка «5»

Учитель помогает группам, следит за их работой, но не оценивает группы полностью; в конце урока характеризует работу каждой группы, выборочно берет тетради у учащихся из разных групп.

Но не только при закреплении материала можно использовать групповую форму работы. Так, при обобщении темы «Арифметический квадратный корень» я провожу урок-игру «Ромашка».

8-й класс. Урок-игра по теме

«Арифметический квадратный корень»

Класс делится на несколько однородных групп по 5 человек: два члена группы — сильные ученики, два — средние и один слабый. Каждый член группы решает задания, записанные на лепестках определенного цвета, например: для сильных учащихся — на красных и желтых (№ 1, 2), для средних — на зеленых и голубых (№ 3, 4), для слабого — на синих (№ 5).

В начале урока каждая группа получает цветок. Решив задания первой «ромашки», ученики суммируют полученные ответы и по результату узнают номер следующего цветка. Если хотя бы один участник группы допустит ошибку, то «ромашки» с получившимся номером может не оказаться среди предложенных для решения и они будут вынуждены искать ошибки в своих решениях. Так, этап за этапом, выполняя задания различной сложности, помогая друг другу, ученики приходят к последней карточке, где написано: «Молодцы».

Данная форма работы способствует воспитанию у учащихся чувства ответственности, взаимопонимания, умения контролировать свои действия.

Ход урока

«Ромашка 1». Решите уравнение:

1.  (x + 4)2 = 9
2.
 20 – x2 = –5
3. 0,5x2 = 32
4.
 2x2 – 8 = 0
5. x2 = 0,09.

(Сумма ответов (–8).)

«Ромашка –8». Вычислите:

.    

(Сумма ответов 21,5.)

«Ромашка 21,5». Упростите выражение:

(Сумма ответов 0.)

«Ромашка 0». Найдите значение выражения:

(Сумма ответов 53.)

«Ромашка 53». Вычислите:

(Сумма ответов 133.)

«Ромашка 133». Освободитесь от иррациональности в знаменателе дроби:

1.  
2.
 
3.
 
4.  
5.
 

(Сумма ответов –1,5.)

И на последней «Ромашке –1,5» написано: «Молодцы! Так держать!»

Также использую групповую форму и для внеклассной работы. Перед 8 марта можно провести урок занимательной математики «Подари маме цветок». Класс разбивается на одноуровневые группы по 4–5 человек.

На доске плакат: корзина с цветами. На каждом цветке с обратной стороны написана задача.

Начинает игру первая группа, она подходит к доске, снимает цветок (он вырезан из открытки и вставлен в прорезь плаката). На решение отводится 2–3 минуты. Право отвечать по истечении времени предоставляется 1-й команде; если она дает правильный ответ, цветок остается у нее, если нет, возвращается учителю. Другие группы могут заработать цветок, если решат задачу раньше. Учитель в этом случае тихо выслушивает решение и дает дополнительный цветок. Затем цветок-задачу снимает 2-я группа и т.д. Выигрывает группа с наибольшим числом цветков. Например, в 5-м классе можно использовать следующие задачи:

1.  Используя 4 раза цифру 4, получите числа 2 и 3.

2.  Продолжите ряд чисел: 253, 238, 223, 208...

3. Во сколько раз 1 км большее 1 мм?

4. Сумма двух чисел 80, а их разность 8. Найдите эти числа.

5. Расшифруйте ребус: ОДИН + ОДИН = МНОГО.

6. В клетке сидят фазаны и кролики. У них 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке фазанов и сколько кроликов?

7. Мальчик каждую букву своего имени заменил порядковым номером этой буквы в русском алфавите и получил число 510 141. Узнайте имя мальчика.

И в заключение хочу сказать, что групповая форма работы, несмотря на новые, «модные» формы, должна продолжать жить: эта форма имеет ряд достоинств.

Прокопчик Л.