Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №10/2009

Исследуем функции с помощью калькулятора

Как показывает опыт учителей, участвующих в проекте «Школьный калькулятор», применение калькулятора на уроке оказывает на учащихся положительное эмоциональное воздействие, повышает интерес к предмету. Рассмотрим примеры задач, которые имеет смысл включать в упражнения, предлагаемые при изучении алгебры и начал анализа (при решении задач расчеты и графические построения выполнены с помощью калькулятора CASIO fx-9860G SD).

Степенная функция

  • Функция y = xn, где п — натуральное число и п 2.

Рекомендуем рассмотреть упражнения, связанные с вычислением значений функции y = xn, построением ее графика и решением по графику уравнений вида xn = а.

    • Например, построим с помощью калькулятора график функции ух7 для х > 0.

Сначала найдем координаты нескольких точек графика:

В тетради на координатной плоскости отметим точки (0; 0), (0,5; 0,008), (1; 1), (1,2; 3,6), (1,3; 6,3), (1,4; 10,5) и точки, симметричные им относительно начала координат. Соединим точки. Сравним построенный график с графиком, полученным на калькуляторе:

Выведем на экран график функции у = х6. Он может быть с достаточно высокой точностью перенесен в тетрадь. Точки для х > 0 отмечаются в тетради на координатной плоскости, а поскольку функция у = х— четная, то отмечаются и точки, симметричные им относительно оси у.

В режиме TRACE учащиеся смогут определить значения функции для нескольких значений х и наоборот, то есть решить графически уравнения вида xn = а.

Отметим, что степенные зависимости более высокого порядка (чем линейные и квадратичные) нередко встречаются на практике. Рассмотрим пример.

    • Задайте формулой массу шарика (деревянного или стеклянного) и рассмотрите график изменения его массы в зависимости от изменения его радиуса.

Масса шара является кубической функцией его радиуса: Плотность дерева — 0,6 г/см3, а стекла — 2,4 г/см3. Следовательно, масса деревянного шарика вычисляется по формуле а масса стеклянного — по формуле Так выглядит график изменения массы деревянного шарика в зависимости от изменения радиуса R, например, от 0,4 до 5 см:

Теперь можно снимать нужные показания, используя работу калькулятора в разных его режимах.

  • Функция y = x–n, где п — натуральное число.

В данном случае мы получаем функцию Рассмотрим ее график при четном и нечетном п. Для иллюстрации привлечем калькулятор и выполним построения в динамическом режиме для п от –1 до –6 с шагом 1:

  • Функция где п — натуральное число.

Важную роль приобретают графики для выяснения вопроса о существовании корня n–й степени из числа.

1. Если n — нечетное число, то любое число может быть значением функции y = xn. Зависимость х от у обозначают так:  — или, переходя к обычным обозначениям, так:

Построим в одной системе координат графики функций и y = x5.

Поступим, например, следующим образом: преобразуем а поскольку в графическом режиме возможна только линейная запись, то введем последнее выражение в виде:

Построенные графики симметричны относительно прямой у = х.

2. Если n — четное число, то функция y = xn не является монотонной на области определения, и область ее есть множество [0; +¥). Построим в одной системе координат графики функций
y = x4 и

График функции симметричен относительно прямой у = х для правой ветви графика y = x4 (расположенной в первой координатной четверти).

    • Предложим учащимся построить графики более сложных функций из учебника и сравнить свой эскиз с изображением графика на экране калькулятора.

  .

.

Показательная функция

В учебнике [1] предлагается выполнить построение графиков функций y = 2x и на отрезке [–2; 3] с шагом а затем с шагом Мы же, применяя калькулятор, можем этот процесс построений продолжить, выполняя их с шагом на калькуляторе.

Для функции y = 2x имеем:

Точно так же можно провести исследование функции

Продолжая исследования показательной функции у = ах, построим в одной и той же координатной плоскости несколько графиков, изменяя значения основания а. Так организованное сопоставление поможет лучшему усвоению, а в дальнейшем и применению свойств показательной функции.

Отмечаем:

— область определения — множество всех действительных чисел;
— монотонность: при а > 1 функция у = ах строго возрастает; при 0 < а < 1 функция у = ах строго убывает;
— положительность: значения функции у = ах положительны при любом основании а > 0;
— множество значений — множество всех положительных чисел.

Выполним с калькулятором упражнение № 45 из учебника [1].

    • Вычислите с точностью до 0,1 (пользуясь таблицами или калькулятором) значения степени 10.

а) 101,41 25,7; 101,42 26,3:

б) 101,414 25,9; 101,415 26,0:

в) 102,23 169,8; 102,24 173,8:

Перед выполнением дальнейших упражнений, предлагаемых учебником, полезно построить в тетради и сравнить с изображением на экране калькулятора графики функций:

а) y = 2x + 1 и y = 2+ 1:

б) y = 2x – 1 и y = | 2x – 1 |:

в) y = 2| и y = 2| – 2:

Число е

Следуя изложению соответствующего материала в учебнике [2, с. 116], рассмотрим переменную где п = 1, 2, 3,... Переменная un имеет предел. Этот предел называют числом е:

е = 2,718281828459045...

Постараемся экспериментально определить несколько знаков числа е, вычисляя значения членов последовательности un при п от 1 до 250, что нам позволяет табличный режим калькулятора:

Заметим, что при п = 75 получается 2,7003, то есть два знака числа е; при п = 166 получается 2,7101, то есть три знака числа е.

Далее поступим иначе — проведем расчеты непосредственно в режиме вычислений при п, равном 100, 1000, 10000 и т.д. (отметим, что можно использовать любую букву, например х). Теперь мы получим девять знаков числа е:


В учебнике [2, с. 119] также отмечается, что равенство справедливо и тогда, когда п стремится к +, пробегая любые числовые значения, необязательно натуральные. Проиллюстрируем этот факт графически следующим образом:

И, наконец, сообщим учащимся интересный и важный факт, связанный с рассмотрением показательной функции по основанию е.

Сначала напомним, что графики показательных функций при различных значениях а проходят через точку (0; 1):

Если в этой точке к графику провести касательную, то чем больше основание а, тем «круче» касательная. Известно, что при а = 2 угловой коэффициент касательной равен примерно 0,7, а при а = 10 — примерно 2,3.

Понятно, что при непрерывном изменении а от 2 до 10 угловой коэффициент касательной в точке (0; 1) будет непрерывно меняться и найдется такое значение а, при котором этот коэффициент будет равен 1. Такое основание обозначается буквой е.

Привлечем калькулятор к анализу данного факта. Рассмотрим графики функций

y = 2x, y = 10x и y = еx

относительно прямой y = x + 1. Для этого воспользуемся режимом ВОХ:

Мы видим, что графики функций y = 2x, y = 10x пересекают прямую y = x + 1. При приближении к точке (0; 1) график функции y = еx остается выше прямой y = x + 1 и имеет с ней единственную общую точку (0; 1):

Логарифмическая функция

С помощью калькулятора можно вычислять логарифмы по любому основанию а (а > 0, а ≠ 1). Теперь учащиеся смогут проверить правильность преобразования довольно сложных логарифмических выражений, встречающихся в учебниках. Например, [2, № 5.24, б]:

Так как определение логарифмов основано на понятии степени, то при исследовании логарифмической функции используют свойства показательной функции.

Отмечаем:

— область определения — множество всех положительных чисел;
— монотонность: при а > 1 логарифмическая функция строго возрастает; при 0 < а < 1 логарифмическая функция строго убывает;
— область значений — множество всех действительных чисел.

Построим в одной и той же координатной плоскости графики показательной и логарифмической функций, имеющих одинаковое основание. С помощью курсора покажем, что графики симметричны относительно прямой у = х.

Сначала рассмотрим поведение функций при а > 1.

При а = 10 имеем:

Теперь рассмотрим поведение функций при 0 < а < 1.

При а = 0,5 воспользуемся формулой перехода от одного основания логарифма к другому основанию: Имеем:

Литература

1. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10–11 кл. общеобраз. учреждений/А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; под ред. А.Н. Колмогорова. — М.: Просвещение, 2006.
2. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 кл. общеобраз. учреждений/С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2003.

Минаева С.