Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №11/2009

Педагогический марафон. День учителя математики

10 апреля 2009 г., Москва, лицей №1535

День учителя математики в этом году начался с важного для учителей математики заявления директора ФИПИ
А.Г. Ершова
: с 2010 года ответственность за разработку математических КИМов «ложится на плечи» команды МИОО во главе с его ректором А.Л. Семеновым.

         

Как будет выглядеть экзаменационная работа 2010 года, учителя узнали на круглом столе «ЕГЭ-2010 по математике», где сам Алексей Львович и заведующий кафедрой математики МИОО И. В. Ященко объяснили, чем вызвана необходимость модификации теста и чего можно ожидать в ближайшем будущем. Прежде всего, исчезнет часть А, поскольку, по их мнению, она меньше всего проверяет степень понимания предмета или владения каким-либо умением. Отныне всё будет начинаться с части В, при этом часть заданий будет ориентирована на проверку способности применять математические навыки в повседневной жизни (к примеру, понять, как изменится покупательная способность рубля в условиях инфляции). Конечно, останутся и традиционные математические задания, и часть С с заданиями, с которыми справится не всякий педагог. Но раз уж пока экзамен один для всех (А.Л., кстати, не уверен, что это лучший выход), значит, в нем должны быть и очень простые (но не примитивные!) задания для тех, кому математика понадобится в будущем лишь для бытовых нужд, и очень сложные – для тех, кто мечтает о мехмате и большой науке. Второе нововведение – сокращение количества заданий. Изменения в структуре теста требуют другой системы оценивания. И еще одна новость: с будущего года банк экзаменационных заданий станет открытым (как принято поступать во многих странах мира). Отныне их можно будет увидеть заранее. И, кстати, вовремя заметить некорректные формулировки и ошибки. Подробно познакомиться с новым экзаменом вы сможете в одном из летних номеров.

И хорошо, что у учителей будет в запасе целый год, чтобы самим разобраться в деталях новых КИМов, подготовить выпускников. Тем более что команда Семенова обещала тщательно подготовить всё, что может понадобиться учителю для эффективной работы: методические пособия, задачники, создать систему повышения квалификации. «Чтобы жизнь текла плавно, даже при резком переходе».

Несмотря на всю важность проблемы «большого ЕГЭ», учителя не забыли познакомиться и с особенностями и перспективами «ЕГЭ малого» — нового экзамена для девятиклассников. О них рассказали разработчики экзамена во главе с руководителем коллектива — ведущим научным сотрудником ИСМО РАО Л.В. Кузнецовой в рамках круглого стола «ГИА-9 по алгебре: специфика экзамена, результаты прошлого года, методика подготовки».

Учителя нашли время обменяться опытом, поделиться своими профессиональными находками — невозможно было протиснуться в зал, где под руководством А.В. Семенова, заведующего лабораторией МИОО, проходила творческая мастерская «Калейдоскоп педагогических идей». Учителя Москвы делились с коллегами интересными идеями и приемами работы.

В соседнем кабинете шли открытые уроки (с участием детей!) по статистике и теории вероятности, руководимые И.Р. Высоцким, заведующим лабораторией МИОО, и был показан фрагмент урока, записанный на видео. Современным детям важно понимать, какова роль случайности в жизни, какие факты следует учитывать, чтобы сделать обоснованный вывод. Обрабатывая статистические данные, касающиеся процента погибших в автомобильных авариях пристегнутых и не пристегнутых водителей, устанавливая связь между продолжительностью жизни и курением, подростки делают для себя практические выводы, а также чувствуют, насколько связана такая абстрактная наука, как математика, с очень конкретными житейскими проблемами.

«Проектной деятельности школьников по математике» был посвящен мастер-класс Е.И. Антоновой, заведующей кафедрой естественно-математического образования Владимирского ИПКРО, видеозапись ее рассказа можно было приобрести в фойе школы. Об ученических исследованиях вели речь учителя математики школы «Интеллектуал» (на фото внизу Д.Шноль), уверяющие, что именно сейчас, весной, когда дети устали от бесконечных контрольных и проверочных работ, настало время для нестандартных задач, необычных вопросов и совсем не очевидных ответов.

Вообще, задача разрушения стереотипов успешно решалась в течение всего Дня учителя математики. В самом деле, математикам удобнее действовать целенаправленно и осознанно, а не по привычке и не по приказу.

Л. Печатникова