Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №20/2009

Карточки для индивидуальной работы

Уважаемые коллеги!

Открываем новую рубрику «Дидактическое сопровождение». Здесь мы будем размещать разработанный вами разнообразный дидактический материал: карточки для устной работы, для индивидуального опроса слабых и сильных учащихся, для домашнего задания, для контроля знаний на разных этапах урока, для организации повторения, для самообразования учащихся; удачные памятки и схемы, различные виды тестов и тренажеров, просто тематические подборки заданий с ответами, которые всегда удобно иметь под рукой, и т.д. Учитель-читатель сможет выбирать и использовать то, что ему понравилось, в качестве дидактического сопровождения к своему уроку.

Серия карточек «Пирамида»
Данная серия предназначена в основном для учащихся 5–6-х классов, так как именно в этот период формируются основные вычислительные навыки с новыми видами чисел: десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами. Во время изучения темы с помощью карточек этой серии проводится контроль знаний и умений учащихся, а в последующих классах эти карточки можно будет использовать для повторения и индивидуальной работы по ликвидации пробелов в знаниях с отстающими учениками.

Принцип работы:
При заполнении пирамиды в верхнюю ячейку нужно вписывать число, получившееся в результате действия над двумя числами из соседних ячеек, расположенных ниже.

Почему «пирамида»?
Структура пирамиды задает ученику направление решения: «заставляет» стремиться вверх, покорять вершину, преодолевая препятствия, пробуждая желание побеждать. Если у кого-то не получится дойти до вершины с первой попытки, то можно повторить восхождение, и даже не один раз.

Совет учителю:
Чтобы научить учащихся добиваться поставленной цели, не показывайте им, на каком этапе восхождения допущена ошибка — контролируйте правильность решения по последнему числу, которое получается в верхней ячейке. Пусть учащиеся сами найдут ошибку и исправят ее, работа над ошибками может быть сделана дома.
Карточки серии имеют печатную основу. На уроке каждому ученику выдается такая карточка, и он вписывает свои ответы в ячейки пирамиды. Решать задания можно на оборотной стороне карточки или в тетради. Если у учителя нет возможности так организовать работу, то можно записывать ответы на прозрачную бумагу (кальку), прикрепленную к карточке, которая после выполнения работы снимается, и карточку можно использовать повторно. А можно попросить учащихся заранее заготовить пирамиды дома в тетради или на листочке, указав количество «кирпичиков» в основании, тогда в классе останется только записать номер варианта, добавить данные числа и начинать решение.

Карточки этой серии можно использовать для работы со всем классом (устной или письменной), для индивидуальной работы с учащимися или для домашнего задания.
Если карточки серии «Пирамида» были составлены для домашнего задания, проверку его выполнения можно быстро провести на следующем уроке по готовым ответам.
На уроках повторения в конце учебного года эти же карточки можно выдавать слабым учащимся для корректировки результатов.
В следующих номерах мы познакомим вас с карточками-контролерами «Получи слово» и карточками «Проверь и оцени», предназначенными для самоконтроля.
Разнообразие дидактических материалов нравится учащимся. А если еще и печатать эти карточки на бумаге разного цвета... На уроке учащиеся наблюдают за мной во все глаза, затаив дыхание, когда я достаю конверт с карточками и начинаю их вынимать; по показавшемуся цвету они уже догадываются, какая работа их сегодня ожидает: «Сегодня зелененькие...»

Карточки в PDF формате

Горина Л.