Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №3/2010

Приемы устного счета на уроках математики

Устные упражнения — неотъемлемая часть урока математики. Они могут проводиться как в начале урока, так и на любом его этапе. Остановимся на устных упражнениях, проводимых в начале урока.
Все сталкиваются при устном счете с такой проблемой, как охват всех учащихся. При наполняемости классов в среднем 30 человек это довольно проблематично. Как правило, классы по силам неоднородны, сильные ученики выполняют все упражнения довольно быстро, это приводит к тому, что либо постоянно отвечают одни и те же, либо им становится скучно. Другие же имеют возможность либо вообще «отлынивать» от устных упражнений, либо выполнять их от случая к случаю. Смысл же заданий устного счета в том, чтобы каждый ученик выполнил весь объем вычислений, а учитель имел возможность быстро и легко проверить работу учащихся.
Поэтому при планировании устной работы в начале урока можно поступить следующим образом: на доску выписываются номера заданий из учебника, предназначенные для устного счета. Учащимся дается определенное количество времени, в зависимости от количества заданий. Все вычисления и рассуждения учащиеся производят устно, записывая только конечные результаты, причем именно в той последовательности, в какой были предложены задания. Через отведенное время задания проверяются. Одновременно учитель берет на проверку 4–5 тетрадей с последующим выставлением отметок.
Могу предложить для устного счета и такую форму работы, она применима в тех ситуациях, когда требуется «набить» руку на использовании определенных алгоритмов.
Берется одинарный лист в клетку и складывается по длине пополам. Получается 4 страницы.
В течение 4 уроков каждый ученик получает один из четырех вариантов (каждый день разный) одной и той же работы. Задания выполняются устно, записываются только ответы. Новый вариант работы выполняется на новой странице. Обычно берется
10 заданий в каждом варианте, которые охватывают все возможные случаи для данной темы. Учащимся дается ограниченное количество времени. После каждого урока работы проверяются, оцениваются и на следующем уроке возвращаются ученикам.
В журнал выставляется итоговая отметка по результатам всех четырех работ. Такой вид работы позволяет к четвертому уроку существенно улучшить качество и увеличить процент выполнения работ.

 

Куканова Е.