Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №12/2010

Задачи Перельмана. Программа спецкурса по математике

Не мысли надобно учить, а учить мыслить.
Э. Кант

Пояснительная записка

Спецкурс «Задачи Перельмана» разработан для развития смекалки, сообразительности, математического мышления учащихся 6-го класса общеобразовательной школы.
Курс рассчитан на 33 часа. Он может быть применен и в других классах для проведения кружков и факультативов. Курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, расширяет и углубляет кругозор учащихся, включает новые для них знания, не содержащиеся в базовой программе средней школы, является предметно ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными задачами, проверить свои способности к математике. Сегодня целенаправленное развитие становится одной из центральных задач обучения, приоритет отдается развивающему обучению, то есть обучению приемам применения знаний, переносу их в аналогичные и измененные условия.
Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности учащихся проявля­ются в решении творческих задач не эпизодически, а планомерно, в системе.
Уроки должны:
— способствовать развитию психических свойств личности — памяти, мышления, воображения;
— задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления — от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности;
— система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Базовой моделью урока, направленного на развитие творческих способностей, является следующая структура:
1. Разминка — психологический тренинг.
2. Решение развивающих задач.
3. Решение творческих заданий с неожиданными поворотами (иногда на уроке этот момент может не присутствовать).
Цель курса: развивать познавательную и творческую активность учащихся на уроках математики.
Задачи курса:
— развивать любознательность, смекалку, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, сравнивать, анализировать, наблюдать;
— создавать условия для развития успешности учащихся на основе компетентностного подхода;
— создавать условия для повышения мотивации обучения учащихся.
Программа курса предполагает использование активных форм и методов обучения. При изучении курса предусмотрено проведение практических работ, викторин, конкурсов, исторических экскурсий. Деятельность учащихся также организуется в форме собеседований. Применяется компьютерная технология и технология проектного моделирования. При проведении занятий предусмотрена самопроверка и взаимопроверка гипотез, выдвинутых учащимися. Несложные домашние задания не перегружают учащихся. Предполагается создание учащимися компьютерных презентаций по их желанию.
Программа спецкурса имеет модульный характер: можно менять местами независимые по содержанию уроки, можно осуществлять некоторые изменения в зависимости от запросов учеников и возможностей учителя.
Формой контроля может стать беседа – обсуждение творческих заданий, решений нестандартных задач, итогов участия учащихся в викторинах и конкурсах, проводимых на занятиях.

Содержание курса и учебно-тематический план

№ п/п Тема урока Рекомендуемая литература
1  Талантливый пропагандист математики  1–12, интернет
2  Выгодная сделка и другие задачи о числах-великанах 9, с. 81–112
3  Задачи о числах-великанах  
4  Бесплатный обед и первое понятие о перестановках 9, с. 112–121
5  Перестановки  
6  Пари, или Что такое вероятность 9, с. 122–125
7  Викторина «Талантливый пропагандист математики» 1–4, интернет
8  Классная олимпиада по математике «Памяти Перельмана»  
9  Без мерной линейки 9, с. 130–134
10 Бинарный урок (математика + литература «В.Г. Бенедиктов и Я.И. Перельман»  9, с. 171, 181–184; интернет
11  25 различных задач 9, с. 165–170
12  Урок-расследование «Зашифрованная переписка»  9, с. 73–80
13  Составляем шифры  
14  Создание проекта «Большая и счастливая жизнь»  
15  Числовые головоломки 9, с. 64–72
16  Решаем числовые головоломки 9, с. 64–72
17  Игра «15» и ее изобретатель Самуэль Лойд 9, с. 35–49
18  Домино и математика  9, с. 32–34
19  Исторический экскурс «Старое и новое о числах и нумерациях» 5, с. 7–20
20  Продолжаем знакомиться с различными нумерациями 5, с. 7–20
21  Загадочная автобиография, или Необычная арифметика  5, с. 65–76
22  Необычная арифметика  
23  Математические загадки пирамиды Хеопса  6, с. 41–43, 119–125
24  Математика и пирамида Хеопса  
25  Конкурс решения задач с простыми, но коварными вопросами «Пять минут на размышление» Компьютерная презентация  
26  Геометрические силуэты 7, с. 139–154
27  Урок-практикум «Танграм» 7, с. 139–154
28  Головоломные размещения  7, с. 9–26
29  Занимательные перестановки 7, с. 9–26
30  Еще числовые головоломки 12, с. 294–300
31  Числовые многоугольники 12, с. 302–305
32  Задачи о работе  12, с. 201–203
33  Дидактическая игра «Ох уж эта математика!»  

Учебно-методическое обеспечение курса

1. Разгон Л. Большая и счастливая жизнь // Пионер, 1999.
2. Френкель В. Рыцарь научно-популярной книги // Квант, 1999.
3. Кириллова И. Из книг Я.И. Перельмана // Квант, 1999.
4. Курдюмова Н.А. Великий популяризатор науки (к 125-летию со дня рождения Я.И. Перельмана) // Математика в школе, № 3, 2007.
5. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. — М.: Физматлит, 1959.
6. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. — М.: Столетие, 1994.
7. Перельман Я.И. Веселые задачи. — М.: Пилигрим, 1997.
8. Перельман Я.И. Пять минут на размышление.
9. Перельман Я.И. Живая математика. — М.: Физматлит, 1959.
10. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. — М.: Физматлит, 1959.
11. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. — М.: Физматлит, 1959.
12. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты: алгебра. —М.: Детская литература,1959: Домодедово: ВАП, 1994.

Паршева В.