Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №12/2010

Праздник «В гостях у царицы наук»

Главной целью проведения различных внеклассных, внепрограммных мероприятий является развитие интереса к предмету, к истории развития математики как науки. Проведение таких мероприятий дает возможность каждому учащемуся попробовать и поверить в свои силы в достижении определенных успехов в математике, не думая о плохой отметке или вообще о плохом результате. Различные игровые формы, большой объем интересного информационного материала способствуют более серьезному и осознанному подходу учащихся к изучению математики на уроках.
Понимая важность внеклассных мероприятий, методическим объединением учителей математики нашей школа № 683 разработана целая система их проведения. Мы хотели бы поделиться опытом проведения общешкольного праздника «В гостях у царицы наук».

План проведения праздника
1. Торжественное открытие праздника (актовый зал, 09.00). Учащихся 1–3-х классов встречает «царица наук» и ее помощники (стихотворное приветствие). Они призывают учащихся доказать, что они достойны посетить ее владения. Учащиеся каждой параллели получают задания и вместе с помощниками хозяйки торжества (учащиеся 10–11-х классов) направляются их выполнять (20 мин). Задания могут быть самыми разными. Мы предлагаем для 1-х классов следующие мероприятия:
— беседа о возникновении математики (20 мин);
— игра «Математический футбол» (20 мин);
— конкурс рисунков «Мои любимые числа» (40 мин);
— конкурс «Математическая аэробика» (20 мин).
Помощники проводят мероприятия под наблюдением учителей начальной школы и потом провожают первоклассников в актовый зал, где проходит награждение особо отличившихся и поздравление всех команд с успешным выполнением испытаний.
2. Учащиеся 2–3-х классов приходят на торжественное открытие праздника в 09.30. Их встречают, приветствуют старшеклассники, вместе с ними они направляются для выполнения своих заданий.
Возможно проведение следующих мероприятий:
— беседа «Колумбы математики» (20 мин);
— математическая игра «Следы» (60 мин).
Подведение итогов мероприятий для 2–3-х классов можно проводить вместе с первыми классами, а можно после них.
3. Торжественное открытие праздника для 5–6-х классов в 10.00. Начало аналогично преды­дущим.
Возможно проведение следующих мероприятий:
— конкурс «Экскурсия в стереометрию». Это конкурс-показ стереометрических фигур, изготовленных самими ребятами: тела вращения, многогранники. Каждый экспонат сопровождается рассказом о фигуре (30 мин);
— математическая ярмарка (1 ч 30 мин).
4. Торжественное открытие праздника для 7–9-х классов в 10.30. Возможно проведение следующих мероприятий:
— диспут «А был ли Пифагор первым?»,
— беседа «Золотое сечение и гармония форм природы и искусства»,
— беседа «Пять красивых тел» (о правильных многогранниках),
а также КВН, викторин, командных соревнований по параллелям.
5. Торжественное закрытие праздника с объявлением победителей и их награждением (14.30–15.00). По окончании праздника организаторы и ведущие проводимых мероприятий собираются для подведения итогов и выявления ошибок.
Далее мы предлагаем задания и сценарии некоторых мероприятий.

Математическая регата
Участвуют три команды и три группы поддержки по 6 человек.

1-й тур. «Глаз — алмаз»  (5 мин; каждое задание — 1 балл)

1. Оцените на глаз расстояние от одной стены комнаты до противоположной.
2. Какова примерно масса учебника алгебры?
3. Какова высота школьного здания?

Вопросы болельщикам (каждый вопрос — 1 балл)

1. Как звали знаменитого императора и полководца Франции, жившего в 1769–1821 гг., если известно, что он родился на Корсике, любил геометрию, сам решал задачи?
2. Назовите ученого, который написал самый первый учебник по геометрии. Он однофамилец известного греческого медика.
3. Как называются рассуждения о правильности той или иной теоремы?

2-й тур. «Задачи» (15 мин; каждая задача — 3 балла)

1. Голодный и сытый слоны вместе съедают за
3 часа 240 кг травы. Сытый съедает 5 кг за 12 минут. Сколько травы съедает голодный слон за час?
2. Гусь стоит 20 р. и еще столько, сколько стоит половина гуся. Сколько стоит гусь?
3. Число, увеличив себя вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 118. Какое это число?

Вопросы болельщикам (каждый вопрос — 1 балл)

1. Какое наименьшее целое положительное число вы можете записать двумя цифрами?
2. В семье шесть дочерей, каждая имеет брата. Сколько детей в семье?
3. Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов?

3-й тур. «Конкурс капитанов» (5 мин; каждый вопрос — 1 балл)

1. Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый?
2. В карманах денег поровну. Если из одного кармана переложить в другой 3 р., на сколько рублей во втором кармане станет больше?
3. Что больше: 2 в пятой степени или 5 во второй степени?

4-й тур. «Вычисления»  (15 мин; каждое задание — 1 балл)

1. Три последовательных числа дают в сумме 102. Найдите большее из этих чисел.
2. Вычислите:
3. При каких значениях переменной равенство верно:
а) a + a = a;
б) b : b = 1;
в) a + a = a + 11;
г) b : b = 2;
д) aa = a;
е) b : b = b?

Вопросы болельщикам: «Кто быстрее?» (Каждый вопрос — 1 балл)

1. Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулись 4 человека?
2. Одна девочка писала: «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась, но в чем дело?
3. Что тяжелее: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных?

5-й тур. «Пословицы и поговорки» (Командам дается 5 мин для подготовки.)
Назовите пословицы и поговорки, в которых используются числительные.
Поочередно каждая команда называет свою пословицу. 2 балла получает та команда, которая последней называет пословицу.

Игра «Следы»

Игра «Следы» — командная. Команда состоит из 5–7 человек. В зависимости от уровня сложности заданий, в игре могут быть задействованы учащиеся 3–5-х классов. Для проведения игры выбираются несколько школьных кабинетов. Их количество зависит от количества команд и количества этапов игры (обычно их бывает 4–6). В каждом кабинете присутствуют 1–2 ведущих, которые имеют верные ответы к заданиям всех команд, играющих в данном помещении. На первом этапе каждая команда собирается в своем кабинете, где получает допуск к игре. Допуском может служить верное решение занимательной или логической задачи, исправление неверного решения примера с формулировкой соответствующего правила и т.д. Заработав допуск, команда получает карточку, в которой 3 задания. Ответ к первому заданию указывает номер кабинета, в который нужно попасть на следующем этапе. Ответ ко второму заданию — номер ряда, а ответ к третьему заданию — номер парты, на которой лежит следующая карточка. Эту карточку можно спрятать в книгах, лежащих на парте, можно приклеить к внутренней стороне парты и т.д. Когда все три задания решены, ведущие проверяют ответы; если они верны, то команда отправляется на следующий этап. Если есть ошибки, команда исправляет их. Таким образом команда проходит все этапы. Побеждает та команда, которая быстрее всех прошла все испытания.


Математическая ярмарка

Для проведения этой игры выбирается большое помещение, актовый или спортивный зал. Перед входом в зал располагается касса, где за верно решенную задачу учащиеся получают входной билет. В зале по периметру располагаются киоски-столы с заданиями. Вот возможные темы заданий: «Соблазнительные ребусы», «Волшебные задачи», «Удивительный квадрат», «Чудеса в пути» (задачи на движение), «Магия чисел». Тематические наборы заданий можно собрать, используя различную литературу по занимательной математике. В каждом киоске два менеджера: один предлагает задания, которые оценены в некоторой игровой валюте, изготовленной оргкомитетом игры. Играющие берут задания, решают и с полученными ответами снова подходят к столу. Второй менеджер проверят правильность решения и оплачивает стоимость задания. Так, переходя от стола к столу, учащиеся зарабатывают «деньги». На заработанные «деньги» (когда заканчиваются задания) можно купить в школьной столовой пончики, приготовленные старшеклассниками под руководством учителей технологии. В оргкомитете этой игры должна быть экономическая группа, которая бы просчитала соотношение «денег» и товара. В этой игре с удовольствием принимают участие многие учителя. Ярмарка увлекает всех, поднимает настроение, позволяет ребятам порадоваться за свои успехи, а именно эта цель и преследуется.

Пойми меня

Это игра для учащихся 7–8-х классов. Необходимый реквизит — наушники. Игра рассчитана на 30–45 минут. Играют две команды. В каждой команде до шести игроков.

Первый этап: объяснить слово из полученной карточки; каждый следующий игрок не должен употреблять слова предыдущих игроков.
Вариант слов: дробь, сумма, уравнение, задача, число, разность, теорема.

Второй этап: получив карточку со словом, первый игрок объясняет это слово следующему игроку, который записывает то, что понял, на листке бумаги, не произнося само слово.
Варианты слов: окружность, карандаш, квадрат, линейка.

Третий этап: капитан команды, получив карточку, называет несколько слов, с которыми у него ассоциирует данное понятие, потом каждый член команды называет свои ассоциации.
Варианты понятий: равнобедренный треугольник, перпендикулярные прямые, параллельные прямые, параллелограмм.
На каждом этапе первоначально задание слышит только один человек, все остальные — в наушниках. На первом и втором этапах после объясненного слова очередность команд меняется. После каждого объяснения подводится итог.

Ажажа В., Киселева Е., Кнутова И. , Немчинова Н.