Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №12/2010

Математический хоккей

Подготовка

— Разбить класс на две команды по 6 человек в каждой. В каждой команде выбрать трех нападающих, двух защитников и вратаря.
— Заготовить 9 комплектов «шайб» по данной теме.

— Проинформировать учеников, по какому материалу будет проводиться игра, вывесить перечень теоретических вопросов, примерных практических заданий.
— Оформить зал (расставить столы для игроков, трибуны для болельщиков, вывесить плакаты).
— Приготовить таблички с названиями команд и фамилиями игроков, которые во время игры прикалываются на грудь и на спину.
— Выбрать комментатора, фотографа, журналиста, которые выпустят стенгазету по итогам игры.
— Выбрать судей: главный судья — учитель математики или хорошо подготовленный старшеклассник (он ведет игру; у него свисток, «шайбы», секундомер; карточки: желтая — предупреждение, красная — удаление); боковые судьи, проверяющие решение заданий на «шайбах» (учителя математики или хорошо подготовленные ученики 11-го класса; 6 человек).
— Подготовить для каждой команды группу болельщиков, которые могут выступать между таймами, чтобы игроки отдохнули, а судьи проверили решение. Это могут быть сценки, стихи, загадки-шутки, песни и др.

Ход игры

Под музыку «Великолепная пятерка и вратарь...» команды «выкатываются на лед», приветствуют друг друга и садятся за свои столы.
Судья дает свисток. Вбрасывается первая «шайба» (условия задач одновременно кладутся на первые парты). Центральные нападающие приступают к решению задач.
Через 5 минут раздается свисток и «шайба» переходит к крайним нападающим (они проверяют решение и исправляют ошибки). Одновременно вбрасывается новая «шайба», задачи которой начинает решать центральный нападающий.
Через 3 минуты раздается свисток. Центральный нападающий продолжает решать, первая «шайба» переходит к защитникам (они проверяют, дорешивают, исправляют).
Через 2 минуты вновь раздается свисток. Первая «шайба» оказывается у вратаря (он проверяет, дорешивает, исправляет и после этого сдает решение судьям). Вторая «шайба» переходит к крайним нападающим, и вбрасывается третья «шайба».
Когда третья «шайба» доходит до вратаря, первый тайм заканчивается. Если вратарь исправил ошибки, дорешал, то «шайба не заброшена», если нет — «заброшена».
Чтобы проверить, как решал каждый ученик, можно выдать ручки разного цвета.
В игре 3 тайма. После каждого тайма — перерыв 5 минут. В это время:
— судьи проверяют решения;
— выступают болельщики команд;
— журналисты берут интервью у игроков.
По окончании 3 тайма подводится итог игры, сообщаются результаты, награждаются победители.
Приводим примеры заданий для 8-го класса по теме «Арифметический квадратный корень».

I тайм

Первая «шайба»
1. Является ли число –5 арифметическим квадратным корнем из 25. Ответ объясните.
2. Докажите, что
3. Найдите квадратные корни из 36; 121.
4. Докажите, что число 0,6 не является арифметическим квадратным корнем из 36.
5. Вычислите:

Вторая «шайба»
1. Имеет ли смысл выражение:

2. При каком значении x равенство будет верным:

Третья «шайба»
1. Имеет ли корни уравнение:
а) x2 = 81;
б) x2 = 18;
г) x2 = –25.
2. Решите уравнение:
а) x2 = 25;
б) x2 = 13;
в) x2 = 2,5;
г) 0,5x2 = 32
д) 
е) 0,5x2 = 30.

II тайм

Первая «шайба»
1. Вычислите:
 
2. При каких значениях переменной выражение имеет смысл:

3. Найдите значение выражения:

Вторая «шайба»
Вычислите:

Третья «шайба»
Имеет ли смысл выражение при заданном значении x:
а) x = –3,4;
б) x = 0;
в) x = 1,2;
г) x = 1,6;
д) x = 2,4.
Ответ объясните.

III тайм

Первая «шайба»
1. Пересекает ли график функции y = x2 прямая:
а) y = –9;
б) y = 0;
в) y = 25;
г) y = 35.
2. Вычислите:

Вторая «шайба»
1. Найдите значение переменной x, при котором верно равенство:
 
2. Решите уравнение:

Третья «шайба»
Найдите значение выражения:

Подведение итогов. Награждение победителей.

Брезгина Л.